Вспомним традиции древней Руси. Накануне свадьбы к девице собирались все ее подруги. В то время не задумывались над вопросом, как проводить девичник. Поскольку это был последний день свободы и девичьей беззаботной жизни, в этот день полагалось плакать. Невеста, расставаясь навек с молодостью и невинностью, садилась на стул посередине комнаты и начинала голосить по специально сложенному для этого случая тексту причитания. Считалось, что, одаривая подарками и напаивая брагой подруг и родственников, молодая невеста тем самым спасает себя от различного рода порчи и дурного глаза, задабривая злобные и завистливые помыслы и обеспечивая себе в будущем счастливую супружескую жизнь. Особо зловредные дамы поились до беспамятства, чтобы навек позабыли о злобных и завистливых мыслях и оставили самые приятные воспоминания о новобрачной.
Девичий хор страданий.
Особая роль отводилась специально приглашенным женщинам — плакальщицам, которые так и назывались — вытницы. Вытница должна была обладать приятным и впечатляющим голосом, дабы своими причитаниями воздействовать на невесту таким образом, чтобы она начинала «выть». Как правило, эта женщина была либо из числа старых дев, либо замужняя дама, но хорошо исполняющая страдальческие песни. Кроме того, вытница должна была успешно управлять хором подружек невесты, которые присоединяясь к ее причитаниям, в конце-концов добивались нужного результата — рыдания невесты навзрыд. Хорошие плакальщицы ценились на вес золота и пользовались особым почетом и уважением.
Порой девичник длился несколько дней подряд. При этом родственники девушки могли, как сами придти к ней в дом, так и пригласить ее к себе в гости вместе с вытницей и подругами, чтобы вместе поплакать над горемычной судьбой будущей молодой жены. Перед тем, как посетить кого-нибудь из родственников разделить печаль, невеста испрашивала разрешения у родителей, на что те, утомившись слушать заунывные причитания, с радостью соглашались.
Посещение родных.
Новобрачная в сопровождении подруг и вытницы летом отправлялась в гости пешком. Дорога выбиралась по полям, лугам, лесам, где можно было вволю поголосить и выразить свои страдания.
Зимой же все усаживались в сани, где для невесты клалась специальная войлочная подушка, чтобы выделить ее из толпы подруг. В санях, да на ходу, стройного пения не получалось, но, едва заприметив на пути прохожего, сани тут же останавливали, молодую девицу усаживали на подушечку и начинали страдальческие песни, в которых рассказывалось о нелегкой женской доле и печальной участи «мужниной жены».
Между тем, добравшись, наконец, до родственников невесты, горемычная процессия затягивала одну из своих заунывнейших песен, после чего растроганные родственники угощали всю толпу теплой брагой и стелили на пороге дома войлок, на который невеста падала на колени и снова голосила о том, что посещает своих родных в последний раз. После этого всех приглашали в дом и потчевали вкусной едой и различными спиртными напитками. Гости в благодарность за угощение запевали хвалебную песнь хозяйке дома, а невеста и родственники обменивались подарками, и на прощанье вместе с хозяевами снова пели.
За день до венчания…
Основным днем девичника считался день, предшествующий венчанию. Невесте под печальные причитания расплетали косу и вели ее в баню для омовения в сопровождении песнопений. После бани мать невесты встречала всех брагою, которую пили, выражая в своем пении скорбь о том, что в последний раз юная дева так веселится и пьет с подругами, отрекаясь от всех радостей жизни…