Плюсы и минусы школьной формы

Плюсы и минусы школьной формы

В статье приведены аргументы за и против школьной формы. В основном имеется в виду не единообразная форма, а дресс-код, которого в последнее время в школах призывают придерживаться.

Почти половину прошлого века в школах дети в обязательном порядке носили форму, да не какую-нибудь и не по чьему-нибудь решению и желанию, а почти совсем единообразную по всей огромной стране. Впрочем, придумали это не в той стране, а ещё раньше — до революции гимназисты и гимназистки, лицеисты и прочие учащиеся тоже носили строго определённую форму, правда несколько более разнообразную. После распада Советского Союза всех сфер жизни коснулась свобода и послабления. В то время почти все школы отказались от формы совсем и не выдвигали к одежде своих учеников практически никаких требований, изредка некоторые категорически пытались запретить только носить джинсы. Однако поколение, учившееся в то время, школу давно закончило.

Школьная форма может не понравиться ребенку. Например, юбки выше колен идут исключительно стройным, поэтому полные девочки в этой компании «школьных моделей»  будут чувствовать себя некомфортно.

А сейчас очень большая часть школьников не носит на уроках повседневную одежду. Единых государственных требований, правда, не существует. Более того, ребёнку не имеют права отказать в получении образования по закону на основании того, что он как-то не так одет. Так что любое школьное требование к одежде можно оспорить. Но на деле, 1 сентября уже трудно увидеть ребёнка, одетого вольно. Хотя современные дети в школу одеваются явно более стильно, интересно и разнообразно, чем лет 30 назад.

И всё же, есть свои плюсы в этом, но и есть минусы, хотя требование более строгого внешнего вида, можно сказать, победило. Разберёмся чуть подробнее.

Те, кто против школьной формы обычно аргументируют это следующим образом. Во-первых, внешнее единообразие убивает в детях творческое начало и мешает развитию индивидуализма, к тому же мешает развивать вкус в одежде, так как возможность экспериментов ограничена. Во-вторых, на кошельке родителей требование иметь в детском гардеробе не только обычную одежду, но и специальную школьную, может сказаться отрицательно. В-третьих, дети не перестают замечать разницу в социальном положении и семейном достатке, так как есть множество других вещей, которые явно на это указывают. В-четвёртых, тот строгий «офисный» стиль, который чаще всего сейчас требуется школами, может быть неудобен и неуместен для совсем маленьких детишек, да к тому же кому-то из выросших детей возможно придётся подобным образом одеваться большую часть жизни. Мол, зачем их мучать с самого детства. Ну и в-пятых, если ученик куда-либо собирается прямо после школы, он либо вынужден идти туда в школьной форме, что может быть не всегда удобным, либо ему придётся носить сменный комплект одежды и где-то переодеваться, либо дополнительно бегать для этого домой, если это вообще возможно.

Однако есть множество плюсов в данном явлении. И похоже, что они перевешивают.

Один из главных аргументов — социальное уравнивание. Конечно, не полное, так как остаются ещё портфели, принадлежности, телефоны, да и сама форма редко является строго определённой, значит, и менять её могут чаще те, кто имеет такую возможность. Однако когда все одеты в строгом стиле, разнообразия меньше и меньше поводов для хвастовства обеспеченностью или чувства неполноценности от худшего материального положения в семье.

Второй, тоже немаловажный фактор, влияние более строгого стиля одежды на дисциплинированность детей, а более одинакового внешнего вида на их сплочённость. Одежда вообще часто влияет на поведение человека — в официальном костюме сама собой как-то облагораживается походка и осанка. Меньшая пестрота вокруг, кроме того, создаёт благоприятные условия для сосредоточенной работы и способствует концентрации внимания.

Можно ещё отметить, что требование носить в учебном заведении одежду строгого стиля, прививает детям привычку и по жизни в официальные заведения одеваться соответствующе.

К тому же такая одежда развивает хороший вкус учеников. А наличие школьной формы позволяет родителям сэкономить на детской одежде. Правда, последние два факта можно оспорить, но зерно истины в этих мнениях определённо имеется. Школьная одежда, не строго определённая, а просто выдержанная в оговоренном стиле, к тому же будет уместно смотреться и в других местах.

В некоторых школах форма вводится строго определённая иногда даже с символикой заведения. При определённых сложностях, организационных и, возможно, материальных, такой подход имеет и положительную сторону: часто ученики носят форму своей школы с гордостью. Она выделяет их из других и символизирует принадлежность к определённому учебному заведению

Просмотров: 3152